Пищевод Барретта. Коротко о болезни. (Выпуск 1)

Наиболее грозным осложнением гастро-эзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) является пищевод Барретта. Пищевод Барретта возникает у некоторых пациентов с ГЭРБ из-за серьезного повреждения слизистой пищевода кислотой и желчью. Этот процесс характеризуется в настоящее время присутствием клеток кишечного строения в участках цилиндрической метаплазии в переходной зоне пищевода и выше этой зоны.

Чем опасен пищевод Барретта

В связи с развитием онкологических процессов на фоне этих изменений  принято пищевод Барретта рассматривать как предраковое заболевание. Закономерность развития онкологии при пищеводе Барретта определяют диспластический процессы в пищеводе и длина сегмента метаплазированного эпителия (при 5-ти сантиметровом сегменте риск возрастает в 1,7 раза).

Существует множество методов, позволяющих с большей или меньшей долей вероятности диагностировать ПБ у пациентов с ГЭР, начиная с рутинного рентгенологического исследования и гастроскопии,  и заканчивая самыми современными методами генных и хромосомных исследований и спектроскопическим анализом.

Однако метода выбора диагностики ПБ, несмотря на их разнообразие  пока нет. Наиболее часто используемый метод диагностики пищевода Барретта – это эндоскопия с биопсией участков слизистой оболочки пищевода. Поскольку эндоскопические признаки иногда скудно выражены, рекомендуется брать от 4 до 15 фрагментов слизистой на биопсии из различных отделов пищевода с интервалом 1-2 см  (так называемый,  Сиэтловский протокол). В настоящее время у современных эндоскопов имеется функция электронной хромоскопии, или узкоспектрального анализа, который облегчает поиск данных очагов врачу при эндоскопии.

Статистика

M.A.Eloubeidi  и D.Provenzale  провели 4053 эндоскопию у 2393 пациентов с подозрением на пищевод Барретта. Только у 80% пациентов авторам удалось правильно  диагностировать сегменты с пищеводом Барретта. Это и есть чувствительность и специфичность метода эндоскопии при решении вопроса об пищеводе Барретта.

Резюме
Коротко о том, что такое пищевод Барретта. Выпуск 1