Пищевод Барретта. Тактика наблюдения и лечения. (Выпуск 2)

Пищевод Барретта

Мы знаем, что пищевод является частью пищеварительной системы. Как правило, слизистая пищевода поражается в месте перехода его в желудок. Пищеводом Барретта и дисплазией легкой степени (LGD) страдают около 2% взрослого населения, возникающие особенно при изжоге. В результате заброса (рефлюкса) соляной кислоты из желудка в пищевод со временем возможно повреждение слизистой оболочки пищевода, что может привести к пищеводу Барретта.  Пищевод Барретта выявляется у пациентов при эндоскопии, обратившихся за помощью для выявления причин проблем с пищеварением. Пищевод Барретта иногда может привести к раку пищевода.

Операция или терапия?

Инвазивные процедуры зачастую являются не лучшим вариантом для лечения и диагностики пациентов, страдающих пищеводом Барретта. В настоящее время пациентам часто предлагаются оперативные вмешательства, если обнаружены предраковые изменения при пищеводе Барретта. Однако, исследователи выяснили, что в большинстве случаев, терапевтические методы лечения и постоянный мониторинг являются более эффективными для пациента в выявлении и профилактики рака, чем операция.

Однако ученые подтверждают, что при наиболее распространенной и развитой форме заболевания эндоскопическая резекции пораженного участка является  лучшим вариантом.

Исследователи не рекомендуют проводить эндоскопический скрининг по пищеводу Барретта среди населения. Скрининг оправдан только в случаях высокого риска. Настоятельно рекомендуется мужчинам старше 60 лет, страдающим неконтролируемым рефлюксом при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) в течение десяти лет и более обследоваться на наличие пищевода Барретта.

Факторы риска и тактика

Факторы риска развития рака включают мужской пол, длина сегмента пищевода Барретта, и общее ожирение.

При диагностике в гистологических препаратах  любой степени дисплазии, требуется как минимум оценка двух экспертов  гистологов-патоморфологов по желудочно-кишечному тракту.

Эндоскопическая резекция должна быть использована для видимых, узелковых участков (nodular areas). Наблюдение за пациентами после резекции слизистой не рекомендуется проводить в течении первых 5 лет при последующей продолжительности жизни.

При обнаружении неопределенной дисплазии (IND) или дисплазии легкой степени (LGD) применяется стратегия сдержанного вмешательства для пациентов с низким риском развития рака пищевода, и стратегия активного  медицинского вмешательства при переходе пациента в категорию  высокого риска.

(http://www.nature.com/ajg/journal/v110/n5/full/ajg201555a.html)