Связь между Ацетаминофеном и Нестероидными противовоспалительными препаратами (НПВП) и риском обострения болезни Крона и язвенного колита

Вообще-то не похоже, что ацетаминофен и нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) связаны с увеличенным риском обострений при воспалительных заболевания кишки (ВЗК). Применение НПВП, как известно, связано с ульцерацией в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, хроническое применение НПВП ранее было связано с развитием болезни Крона (БК) и язвенного колита (ЯК). В клинической практике пациентам с установленным ВЗК рекомендуется избегать использования НПВП из-за их потенциального неблагоприятного влияния на активность заболевания, и вместо этого рекомендуется использовать ацетаминофен для лечения боли.

В этом систематическом обзоре и Мета-анализе предыдущих исследований исследователи не обнаружили устойчивой связи между использованием ацетаминофена, НПВП или ингибитора COX–2 и риском обострения БК и ЯК.

Однако, среди исследований с низким риском смещения* использование НПВП, по-видимому, было связано с повышенным риском обострения БК, но не ЯК.

Рекомендации American College of Gastroenterology по ведению ВЗК признает НПВП в качестве потенциальных триггеров для обострения заболевания, подчеркивая постоянную озабоченность по поводу использования этих препаратов у пациентов с установленным заболеванием.

Хотя, хорошо установлено, что НПВП могут вызывать de novo повреждение желудочно-кишечного тракта, точный механизм, через который НПВП способствуют обострению ВЗК, остается в значительной степени неизвестным. В нашем систематическом обзоре мы не видели постоянной связи между ингибиторами COX–2 и риском обострения ВБК.

Мы наблюдали связь между использованием ацетаминофена и риском обострения ВЗК, хотя только два исследования ранее изучали такую ассоциацию.

Вопреки общепринятому мнению, мы не обнаружили постоянной связи между использованием ацетаминофена, НПВП или ингибитора COX–2 и риском обострения БК и ЯК. Тем не менее, анализ, ограниченный исследованиями с низким риском смещения, показал положительную связь между использованием НПВП и обострением БК, но не ЯК. Наш Мета-анализ подтверждает необходимость проведения более масштабных хорошо разработанных исследований, изучающих взаимосвязь между ацетаминофеном и НПВП и активностью заболевания среди пациентов с установленным ВБК.

*Прим. А.Г. – Систематическая ошибка, или смещение (systematic error, bias) – это непреднамеренное, но регулярное, неслучайное, однонаправленное отклонение результатов измерения от истинного значения.

1. O. Moninuola; W. Milligan; P. Lochhead; H. Khalili. Association Between Acetaminophen and Nonsteroidal Anti–inflammatory Drugs (NSAIDs) and Risk of Crohn’s Disease and Ulcerative Colitis Exacerbation. Aliment Pharmacol Ther. 2018;47(11):1428-1439.