Дивертикулы толстой кишки не связаны с воспалением слизистой оболочки или хроническими желудочно-кишечными симптомами

Дивертикулы толстой кишки после 60 лет встречаются более чем у 50% людей в Соединенных Штатах. Хотя дивертикулы толстой кишки могут осложняться явным воспалением с наличием острого дивертикулита, существует мнение, что дивертикулы толстой кишки связаны со слабым воспалением слизистой оболочки внутри него. Кроме того, считается, что это слабое  дивертикулярное воспаление слизистой оболочки способствует хроническим желудочно-кишечным симптомам. Термин симптоматическая неосложненная дивертикулярная болезнь (symptomatic uncomplicated diverticular disease – SUDD) был применен к хроническим желудочно-кишечным симптомам, приписываемым дивертикулезу толстой кишки при отсутствии явного воспаления. Некоторые исследователи определили SUDD как боль в животе у пациентов с дивертикулезом при отсутствии каких-либо осложнений (стеноз, абсцесс и свищи) и при которых наличие боли в животе отмечается в левом нижнем квадранте, длящемся более 24 часов.

Экспериментальное исследование дивертикул толстой кишки

Несмотря  на растущее количество литературы, связывающей дивертикулы толстой кишки со слабым воспалением слизистой оболочки и SUDD, доказательства этих ассоциаций являются неубедительными. Одно экспериментальное исследование показало, что дивертикулез толстой кишки был связан с увеличением макрофагов в слизистой толстой кишки по сравнению с контролем. Популяционное исследование показало связь между дивертикулезом и синдромом раздраженного кишечника с преобладанием диареи, но только у пациентов старше 60 лет. Хроническое воспаление является доводом при обосновании лечения пациентов с SUDD месаламином.

В западных странах наблюдается рост заболеваемости хроническими воспалительными заболеваниями желудочно-кишечного тракта при отсутствии явной инфекции. Для оценки потенциальной роли иммунной системы слизистой оболочки в этиологии дивертикулеза оценивали иммунные маркеры и уровни цитокинов, которые были вовлечены в воспалительное заболевание кишечника и синдром раздраженного кишечника. Воспалительный ответ при болезни Крона состоит в основном из Т-клеток и макрофагов, тогда как воспаление язвенного колита ограничено слизистой оболочкой с преобладанием инфильтрации нейтрофилами. Существует ряд доказательств, дисбаланса в слизистой провоспалительного TNF-α*и противовоспалительного IL10** при синдроме раздраженного кишечника, состояние, ранее  рассматриваемое как расстройство моторики. Увеличение инфильтрации тучными клетками сообщается в нескольких исследованиях у больных с синдромом раздраженного кишечника. Несмотря на оценку ряда иммунных маркеров и уровня цитокинов, в нашей работе не обнаружено доказательств того, что дивертикулы толстой кишки связаны с воспалением слизистой оболочки, что свидетельствует о том, что хроническое воспаление слизистой оболочки вряд ли является причиной развития дивертикулеза.

SUDD не стоит путать с хроническим дивертикулитом

Авторы убеждены, что SUDD не следует путать с хроническим или вялотекущим дивертикулитом, сегментарным колитом, связанным с дивертикулярной болезнью, или хроническими желудочно-кишечными симптомами, наблюдаемыми после эпизода дивертикулита.

Мы изучили, были ли увеличены маркеры воспаления слизистой оболочки у участников с хроническими желудочно-кишечными симптомами, у которых был дивертикулез, по сравнению с участниками с симптомами, у которых не было дивертикулеза. Поскольку есть данные, что синдром раздраженного кишечника связан с воспалением слизистой оболочки, мы не сравнивали пациентов с синдромом раздраженного кишечника и без него. Вместо этого нас интересовало, может ли существовать подтип лиц с синдромом раздраженного кишечника (или хронической болью в животе) с низкодифференцированным воспалением, вторичным по отношению к дивертикулу толстой кишки. Мы не нашли никаких доказательств воспаления слизистой оболочки у пациентов с дивертикулезом и симптомы синдрома раздраженного кишечника или хронических болей в животе. Этот вывод имеет клинические последствия. Исходя из теории, что SUDD является результатом хронического перидивертикулярного воспаления слизистой оболочки, некоторые исследователи рекомендуют лечение с mesalamine. Наши выводы сильно отличаются в обосновании лечения SUDD с mesalamine.

* Фа́ктор некро́за о́пухоли (ФНО, фактор некроза опухоли-альфа, TNF) — внеклеточный белок, многофункциональный провоспалительный цитокин, синтезирующийся в основном моноцитами и макрофагами

** Интерлейкин-10 называют супрессорным фактором и относят к противовоспалительным цитокинам. Он вырабатывается, в основном, Т—хелперами 2-го типа. Интерлейкин-10 выполняет следующие биологические функции: подавляет функцию Т-хелперов 1-го типа, Т-киллеров и моноцитов, снижая продукцию цитокинов

Anne F. Peery; Temitope O. Keku; Cassandra Addamo et al. Colonic Diverticula Are Not Associated With Mucosal Inflammation or Chronic Gastrointestinal Symptoms/Clin Gastroenterol Hepatol. 2018;16(6):884-891.